Суицид
Что делать, чтобы не допустить трагедии в семье?
Попав в трудную жизненную ситуацию, подростки иногда совершают опрометчивый поступок. Для некоторых — последний.
Это всегда трагедия для семьи.
Наиболее частые причины суицида у подростков — это конфликты в семье, проблемы со сверстниками, несчастная любовь.
При исследовании подростковых самоубийств специалисты обнаружили, что острота переживаний становится несовместимой с жизнью, если нет эмоциональной взаимосвязи с семьей. Поэтому родителям стоит пересмотреть отношения с ребенком, воспринимать его как взрослую личность со своим мировоззрением, мнением, ценностями и убеждениями. Если ребенку нет с кем поговорить, нет человека, который может его просто выслушать, то часто это может закончиться попыткой суицида.
Родители любят детей – это естественно. Одних слов: «Мы тебя любим!», — недостаточно, необходимо, чтобы ребенок это чувствовал. Лучший способ доказать свою любовь — стремление родителей вести себя так, чтобы дети видели: их уважают, ценят, принимают такими, какие они есть.
Любой ребенок нуждается в удовлетворении 5 потребностей:
- Потребность в безопасности.
Создать стабильное, безопасное, спокойное и внимательное окружение, в котором ребенок будет чувствовать, что его любят и оберегают, а намерения и поведение близких ему людей продиктованы искренней заботой о его благополучии.
Определенные ограничения неизбежны, без ограничений дети не смогут чувствовать себя в безопасности. Вседозволенность порождает тревогу, ребенок постоянно будет чувствовать какую-то опасность, а незрелость и отсутствие опыта сделают его и вовсе беспомощным.
- Потребность в уважении.
Детям необходимо чувствовать, что их уважают. Поэтому отношение к детям должно быть внимательным, обращение — вежливым и обходительным. Родителям необходимо также приучить себя говорить «пожалуйста», «спасибо» и «прошу прощения» — да, даже своим детям. Следует помнить, что у детей тоже есть чувства, и то, как говорить, иногда бывает даже более важно, чем что говорить. Если к детям обращаться без должного уважения, у ребенка снижается самооценка, он будет вызывающе держаться с окружающими.
3.Потребность в принятии.
Ребенку необходимо, чтобы в нем видели самодостаточную уникальную личность, а не просто копию родителей, которую необходимо подогнать под родительские стандарты идеального сына или дочери.
Это означает, что дети вправе иметь свои суждения, свои чувства, желания и представления о мире. Мы должны признать, что чувства не плохи и не хороши — они просто существуют. Принимать — не значит одобрять, соглашаться или проявлять свое снисхождение. Принимать чувства ребенка — это значит признавать, что дети, как и все люди, наделены своими чувствами и что эти чувства не надо подавлять, не надо их бояться — их надо принимать, понимать и обсуждать совместно с ребенком работая над их развитием.
- Потребность ощущать собственную значимость.
Чувствовать свою значимость – это значит чувствовать собственную силу, влияние, ценность. Это проявляется в том, что родители привлекают детей к обсуждению текущих вопросов семьи и решению проблем.
Умение хорошо разбираться в сложных ситуациях и улаживать трудности и конфликты приходит к человеку не сразу и не в каком-то определенном возрасте. Способность все лучше справляться со все более сложными задачами приходит вместе с опытом – в процессе решения менее трудных задач.
Эта потребность проявляется в самом нежном возрасте. Если дети не чувствуют себя нужными и полезными (а в наше время это одна из главных детских проблем), если у них не получается удовлетворить эту свою потребность «законно», дети, скорее всего, попытаются привлечь к себе внимание каким-либо далеко не безобидным способом. Они могут взбунтоваться, озлобиться, начать дерзить, могут связаться с плохой компанией, пристраститься к наркотикам, начать вести беспорядочную половую жизнь, стать на путь преступления.
- Потребность чувствовать связь с окружающими.
Детям необходимо чувствовать себя «в команде». Им нужно, чтобы о них не забывали и позволяли участвовать в происходящих событиях.
Если люди занимаются каким-то делом сообща, они острее чувствуют существующую связь между ними. Конечно, вовлечь детей во все дела невозможно. Но нужно стараться делать это как можно чаще. Если же привлечь ребенка к тому делу, в котором он хочет участвовать, невозможно, объясните ему причины — это тоже бывает весьма полезно.
Кроме всего, с ребенком необходимо общаться. Расспрашивать и говорить с ребенком о его жизни, уважительно относиться к тому, что кажется ему важным и значимым. Когда между родителями и детьми есть контакт, тогда есть кому объяснить ребенку, что неудавшаяся первая любовь не фатальна, что предавший друг, был вовсе и не другом, что плохую отметку всегда можно исправить.
Если в семье есть общение, понимание, принятие и любовь, ребенку легче пережить жизненные невзгоды, неудачи и промахи. Если ребенок чувствует крепкую связь со своими близкими, он может успешно противостоять негативным воздействиям извне.